Крещение взрослых

Празднование 1000-летия Крещения Руси открыло новую страницу в жизни Русской Православной Церкви. С этого времени Церковь получила возможность во весь голос призывать каждого жаждущего Истины приобщиться к благодатной жизни во Христе. О такой жажде говорил ветхозаветный пророк Амос:

«Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам.8:11).

Великое множество наших соотечественников с того времени приняли Таинство Св. Крещения в Православных Храмах. В дореволюционной России в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над младенцами; теперь же Русская Церковь, как в апостольское время, столкнулась с необходимостью совершать Таинство вхождения в Церковь над взрослыми людьми.

В советское время совершение Крещения всячески пресекалось, вследствие чего среди желающих креститься на рубеже XXI века оказалось огромное число россиян юношеского, среднего и даже пожилого возраста. Но в чем же разница, - спросят некоторые? Если сам Чин Крещения один и тот же, почему Церковь по-разному смотрит на Крещение младенцев и взрослых? Нужно ли вообще говорить о какой-либо подготовке к Крещению?

На самом деле церковный критерий возможности совершения Таинства Св. Крещения не меняется: это искренняя вера в Спасителя Иисуса Христа, выражающая себя в желании войти в лоно Церкви и начать новую жизнь во Христе. В отношении младенцев Крещение совершается при условии, что родители и восприемники (крёстные родители) обязуются воспитать ребенка в православной вере.

Важно отметить, что Православная Церковь, в отличие от всевозможных сект, никогда не ставила «рациональное понимание» условием крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, что это понимание является скорее плодом и следствием Крещения, чем его условием.

Младенцам благодать Божья дается как бы в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников, и самого крещаемого по мере его возрастания. С другой стороны, опыт показывает, что если родители не воцерковлены, если крестные родители не живут церковной жизнью, то очень велика вероятность того, что личность ребенка будет формироваться в полу-языческой атмосфере, без опыта молитвы и вообще жизни во Христе.

На сегодняшнем этапе истории Русской Церкви эта проблема является одной из основных. Статистические данные говорят о том, что в России крещено от 80 до 90% населения. Однако около половины таких крещеных россиян или вовсе не посещает церковь, или делает это крайне редко.

Известный проповедник митр. Антоний Сурожский именует их «христианами на колесах»: в коляске их привозят креститься, в автомобиле — венчаться и на дрогах — хоронить.

«Неужели нам надо таких творить?, - недоумевает владыка Антоний. Если человека крестить преждевременно, без подготовки, он потом не растет. Он уже свое получил, зачем ему еще чему-то учиться?».

Учитывая подобную опасность, Православная Церковь стремится ответственно относиться к принятию в свое лоно новых членов, и крестить только принимающих веру Церкви: младенцев по вере родителей и восприемников, а взрослых — только после подготовки к сознательному принятию Таинства Крещения.

Это предварительное обучение перед Крещением и именуется на церковно-славянском языке оглашением (катехизацией), что в переводе с греческого означает «устное научение (основам веры)». При этом важно отметить, что это «обучение» имеет целью не только научить желающих вступить в Церковь основным истинам веры, но и убедиться в искренности их веры и в действительности их покаяния. На этом этапе как для стремящегося к вхождению в Церковь человека, так и для тех, кто будет помогать ему на этом пути, важно понять, какие мотивы привели этого человека к решению войти в Церковь.

Несомненно, что само по себе обращение человека к Богу является тайной неповторимого взаимоотношения между Богом и каждой человеческой личностью. Однако не секрет, что за желанием креститься иногда скрывается целый букет ложных мотивов и стереотипов. Например, в ряде случаев Крещение воспринимается как магический обряд (когда оно воспринимается как приносящее «пользу» само по себе — без внутреннего перерождения человека) или как знак принадлежности к русскому этносу. В другом случае человек крестится потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия или даже успешного бизнеса. Несомненно, что Господь ограждает крещенного человека от различных бед, но это является скорее следствием Крещения, чем его целью.

Подобные мотивы показывают не столько любовь ко Христу, сколько поиск легкого способа жизни. Поэтому так важно с самого начала помочь человеку преодолеть то наносное и ложное, что может ими двигать на пути к Купели.

С самой древности Церковь очень серьезно относилась к подготовке ко Крещению, понимая, что первый порыв новообращенных может быть лишь порывом, который исчезает так же быстро, как и появился. Поэтому обращенным необходимо научение и даже испытание для истинного вступления на путь духовного роста, прежде чем они сознательно станут членами Церкви. Основной акцент ставится здесь на нравственное обращение, на изменение образа жизни как выражение внутреннего обращения к Богу.

Блаж. Августин написал целый труд «О вере и делах», в котором осуждается практика крещения отказывающихся жить по христианским заповедям:

«Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха».

Он пишет далее в этом же тексте:

«С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения».

Свт. Кирилл Иерусалимский в «Огласительных поучениях» ясно представляет возрождение человека в крещении в виде жизненного и вместе нравственно-свободного переворота в душе. Человек, приступающий ко Крещению, должен вполне искренно и решительно отбросить свою прежнюю жизнь по стихиям мира и определить себя к добру. Настаивая на этом, церковные писатели часто приводили в своих катехизических беседах слова пророка Исайи:

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро» (Ис.1:16—17).

Без свободного же содействия, без упомянутого перелома человек только напрасно искушает Господа. В качестве примера такого недостойного принятия Крещения св. Кирилл Иерусалимский приводит Симона волхва (Деян.8:9-24), распространяя толкование этого места из книги Деяний на всех оглашенных вообще:

«Приступил некогда к купели Симон волхв; крестился, но не просветился; тело омыл водою, но сердце не просветил Духом, тело входило в купель и вышло из нее, а душа не спогреблась Христу и не совосстала с Ним... Если же ты останешься в злом произволении своем, то проповедующий тебе не будет виноват, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя приимет, но Дух не приимет».

Несомненно, что в этих резких словах свт. Кирилл отрицает не благодатность Таинства Крещения, а ставит под сомнение духовное возрождение желающих принять Крещение лицемерно и без желания изменить свою жизнь согласно новой вере, т.е. тех, для кого принятие Таинства стало лишь проформой.

В своем «Огласительном слове» свт. Григорий Нисский выражает сходную мысль:

«Должно, думаю, обратить внимание на то, что после сего оставляют без внимания многие из приступивших к благодати крещения, себя самих вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно таковыми делаясь. Ибо возрождением совершаемое претворение нашей жизни не будет претворением, если останется в том же состоянии, в каком и теперь … Если же баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот, напротив жизнь по тайнодействии сходна с жизнью до тайнодействия; то хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таковых вода останется водою».

Таким образом, по мысли святых отцов Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно благодатным залогом дальнейшего следования за Христом. И было бы совсем неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями. Однако, требуя от взрослых кандидатов к Крещению живой веры и искренности обращения, Церковь не только их строго контролировала, но и делала все возможное, чтобы помочь возрасти им в этой вере. По слову преп. Иоанна Дамаскина

«быть крещенным во Христа значит креститься, веруя в Него. Но уверовать во Христа невозможно, не научившись исповеданию Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Таким образом, подготовка оглашенных обымает собой и научение их основам веры (в основном по Символу веры), и передачу им опыта молитвенного горения, а также обучение их Священному Писанию.

Все это и ныне составляет основу так называемой Литургии оглашенных, т.е. первой части Божественной Литургии, в конце которой диакон призывает всех готовящихся к Крещению покинуть церковную службу («елицы оглашенные изыдите»), а уже крещенных членов Церкви — принести усиленную молитву о том, чтобы Господь просветил оглашенных в Крещении и соединил их со Святой Церквью.

В древности период приготовления к Крещению занимал от одного года до трех лет. Уже в текстах Нового Завета мы встречаем следующую схему: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Воскресшего Спасителя:

«идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения, но смысл остается тем же самым: невозможно крестить человека, не просветив его словом Евангелия:

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф.28:19,20).

В своем толковании на это место свт. Афанасий Великий отмечает, что «Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство».


Назад к списку