Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Костромская митрополия
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По благословению митрополита
Костромского и Нерехтского Ферапонта

Задать вопрос

- комментарии отключены -

19 Октябрь 2014

Сергей спрашивает:
Батюшки, здравствуйте! Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос. Я знаю, что в записки нельзя вписывать имена некрещеных людей. Почему - понятно. А недавно я узнал, что в так называемые "заказные" записки даже не всех крещеных людей можно указывать. Объясните, почему? И кого нельзя вписывать в записки?

Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины отвечает:
Так называемые "заказные" записки - это один из вариантов молитвенного поминовения живых и усопших, и появился он сравнительно недавно. Но церковь изначально в молитвах предстояла за всех своих чад, которые присутствовали на богослужении или по-каким либо причинам не могли находиться на нем. В том числе произносилась молитва и об упокоении. Понятно, что у Бога нет мертвых, все живы. Даже более того есть усопшие, которые достигли святости в своей жизни или в подвиге христианской мученической смерти стали небожителями. И не столько мы о них молимся, чтоб Господь их помиловал,а просим их святых молитв и ходатайства перед Богом за нас, еще находящихся на жизненном пути.
Не принято поминать в записках тех, кто покончил жизнь самоубийством, причем не только в "заказных", но и в "простых". Более того, их имена, никак не произносятся в храме. Это связано с тем, что человек, обладая абсолютной свободой в момент рождения в вечность, в момент смерти, своим поступком отверг Бога, его промысел о себе. Самоубийство это грех Иуды, крайняя гордыня и отчаяние. Неверие Богу, в том, что все нам посылается, во благо и ко спасению.
Так же нельзя упоминать в храмовом богослужении тех, кто умышленно и добровольно отвергли Бога, открыто об этом заявили. Это их решение, сродни самоубийству. Так же не поминают в богослужении людей впавших в ересь, то есть умышленно исказивших православное учение и тем самым приписавших Богу, такие свойства, которых у него нет. Зато тот бог, которого себе сочинили еретики ,отвергнув божественное откровение, это не Бог, а идол.
В то же время, мы знаем многих святых, которые в своих келейных молитвах молятся и предстоят о всем Божием творении, не только о людях, но и о всей вселенной.

18 Октябрь 2014

Светлана спрашивает:
Здравствуйте! К своему стыду я ни разу не исповедовалась. Сейчас пришло понимание того, что мне это нужно, что называется, душа просит. Но я не знаю как правильно вести себя, что говорить и что делать? Подскажите, пожалуйста.

Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины отвечает:
Доброго здравия! Ваш вопрос вполне понятен и актуален для многих приходящих в храм, даже если их крещение состоялось давно, и они не редко бывают на Службах. Конечно, можно попытаться найти ответ в книгах или в интернете, но это не всегда может быть полезным и действенным.
Грех по-другому называют духовной болезнью и ,действительно, грех похож по многим параметрам на обычную болезнь, только не в теле, а в душе. Поэтому и лечение (избавление) от греха схоже с врачебным лечением тела. Есть люди, которые лечатся по книгам или интернету, но мне такая практика кажется сомнительной.
Поэтому, мне представляется лучшим пройти общую исповедь, которая проходит в нашем храме каждую субботу с 16 часов. Она проходит в храме. Перед исповедью священник объясняет как себя нужно вести на исповеди, что делать и что, и как говорить. Далее он напоминает всем собравшимся основные виды грехов и дает время каждому обдумать, чтобы найти в себе те грехи, которые есть лично у него. После этого начинается индивидуальная исповедь, где каждый кается в своих грехах, а священник ему в этом помогает. Такой вариант хорош всем:
1) нет опасности прочитать или узнать что-то далекое от православия
2) есть возможность задать интересующие вопросы
3) такая исповедь проходит вне Богослужения, когда людей в храме нет и меньше шансов что кто-то или что-то будет отвлекать, смущать
4) некуда спешить. Обычно, когда исповедь проходит во время Богослужения, всегда сложно исповедоваться - приходится стоять в очереди и ждать, а потом на исповеди мешает мысль того, что кто-то также ждет тебя.
Поэтому я предложил бы Вам такой вариант.
Если все же говорить о литературе, то хорошо прочитать книгу протоиерея Александра Торика "Флавиан". Также конкретно по исповеди есть книги "Опыт построения исповеди" архимандрита Иоанна Крестьянкина ; "В помощь кающемуся" святителя Игнатия Брянчанинова и другие. Но они либо устарели - написаны старым языком или же в эпоху других основных грехов, либо кратки и имеют только перечень самим грехов без их пояснений, так что не понять, относится этот грех к тебе и вообще что это за грех.

14 Октябрь 2014

Юлиана спрашивает:
Доброго дня!
Мы с мужем разводимся. Так уж сложились обстоятельства. Но мы венчались. Слышала, что как таковой процедуры развенчания не бывает. Какие меры мы можем предпринять, оба верующие люди. Очень жду ответа. Большое спасибо!

Иерей Владимир Москалев, клирик храма Александра и Антонины отвечает:
Здравствуйте, Юлиана! Что тут скажешь...Развод мужа и жены – это большое горе, духовная смерть обоих супругов, ведь семья является единым организмом. А когда умирает любой организм, это всегда трагедия. Как правило, причиной развода является отсутствие любви между супругами. Когда иссякает любовь, начинается процесс умирания семьи. Это может происходить, по-разному: ужасные отношения между супругами, измена или непотребное поведение одного из них (например, алкоголизм). Вариантов масса, но всегда есть оскудение, уход, потеря любви.
Любое Таинство, в том числе и Венчание, дает благодать, которую человек принимает сознательно и свободно. Таинство Брака соединяет людей воедино, в один духовный организм – семью. Но человек по своей свободной воле может взять и разрушить то, что получил. И тогда можно лишь констатировать, что брака нет.
Я бы посоветовал вам с этим вопросом обратиться к священнику лично. Тем более, что вы оба верующие. Возможно, личная беседа поможет вам что-то понять, переосмыслить, а, может быть, и сохранить семью.

12 Октябрь 2014

елена спрашивает:
нужно ли неверующим моим знакомым говорить что я верю в Бога? Я этого не стесняюсь,но они могут насмеяться над моей верой или даже оскорблять Господа...

Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины отвечает:
Елена, для начала давайте внесем некоторую ясность. Во-первых. Есть знакомые, а есть друзья. Друг - это такой близкий человек, который знает о тебе очень многое, разделяет твои взгляды, у вас во многом одинаковые вкусы. Исходя из этого, наверное, часть ответа уже есть.
А вот знакомые... У нас много знакомых, но и они делятся на разные категории, по степени близости взглядов, по качеству и глубине общения, вынужденные "знакомые", коллеги по работе, "друзья по несчастью"... и много других вариантов. Исходя из этого, трудно да и невозможно ответить на Ваш вопрос однозначно.
Ответить можно так: стесняться своей веры никак нельзя " ибо кто постыдится Меня и слов Моих в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Мк.,8, 38). Стесняться и малодушествовать это, бесспорно, разновидность предательства.
Есть и другой вариант взаимоотношений с людьми и степень откровенности и открытости с ними. В Евнгелии сказано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (церк.- слав. бисер) вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и обратившись, не растерзали вас» (Матф.,7, 6). Вопрос не столько в окружающих нас людях, сколько в нас самих. Если мы любим не только самих себя и способны чувствовать не только свой полный желудок и подобные этому животные процессы, тогда мы сами поймем и почувствуем можно ли и нужно ли говорить о Боге и таинственных духовных глубинах с каждым конкретным человеком.

12 Октябрь 2014

елена спрашивает:
почему на иконе Успение Пресвятой Богородицы Господь принимает душу Богородицы при этом держит младенца на руках.Кто этот младенец?

Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины отвечает:
На иконе Успения Богородицы, как впрочем, и на многих житийных иконах, изображается не только святой человек или Священная История, но и ключевые моменты жизни этого святого. Оговорюсь, не вся Священная История, только то, что выявляет и усиливает смысл изображаемого события. Но мы знаем, что кроме священного Писания есть вторая составляющая-это Священное Предание. Сама икона и явлается частью священного Предания, восполняет смысл и подробности Священного и Истории.
На иконе, о которой вы говорите, изображается одновременно и Сама Пречистая Богородица в момент Успения.
Мы не говорим смерти, т.к. это не просто не корректно, но и не верно. Смерть от слова "мера", мерность, ограниченность, умаленность во времени и пространстве, ущербность. Любой человек, мы знаем, "безмерен" потому что потенциально богоподобен, а святые уже не потенциально, но и реально богоподобны.
На иконе изображается не реальное, наше, земное пространство, а другое, более Реальное, Вечное Пространство, исцеленное и Преображенное Рождением, Крестной смертию, Воскресением, Вознесением ко Престолу Божию Иисусом Христом. Поэтому , например, святой пророк и Предтеча Иоанн на своей иконе стоит и держит... свою отсеченную голову. Всякая земная ущербность не входит в Царствие Божие. На Небе нет ни болезни, ни печали, как поет церковное песнопение.
Так и на иконе Успения мы видим сам момент Успения Богородицы, во время которого Пречистая отдала Своему Божественному Сыну Свою Душу, которую и изображают в виде спеленутого младенца на руках Спасителя. Вокруг одра с Телом Богородицы стоят не только свидетели этого момента-святые апостолы, многие из которых чудом оказались в этой горнице в момент успения. Здесь же и бесплотные духи- ангелы и архангелы.
Здесь, в этом иконичном пространстве изображается и первосвященник Афония, который в бешеном гневе пытался опрокинуть одр с Пречистым Телом Богородицы, но тут же его руки были отсечены мечем Невидимого ангела, который служил и охранял одр с Пречистой. Раскаявшийся Афоний тут же был чудесно исцелен и с великой радостию сопутствовал этой погребальной процессии. На заднем плане могут изображаться и пророки, предрекавшие моменты священной Истории, связанные с Богородицей и святители, и святые, и иные, почитающие и поклоняющиеся "Честнейшей Херувим и славнейшей, без сравнения серафим".
Икона-это открытое окно в Царство Божие, в Вечность, и именно об этом она нам и говорит.

09 Октябрь 2014

Екатерина спрашивает:
Добрый вечер! Есть ли при вашем храме воскресная школа для взрослых? И как можно наверстать христианское воспитание будучи уже взрослым человеком? Ходить на службу, мне кажется, мало, не хватает именно бесед с воцерквленным человеком. Спасибо за ответ/совет.

Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины отвечает:
Доброго Вам вечера! В нашем храме обучение взрослых прихожан осуществляется по нескольким направлениям:
1) каждую субботу после Божественной Литургии проводятся беседы с желающими по различным церковным вопросам
2) каждое воскресенье после Божественной Литургии проводятся лекторий по четырем направлениям: разъяснение молитв; православное Богослужение; Священное Писание и Таинства Церкви. Сейчас по каждому из них идет вводное занятие, затем будет изучаться конкретная тема подробно.
3)каждую среду проводится лекторий как и в воскресный день, только уже для преподавателей воскресной детской школы и для тех, кто в православии уже не новоначальный, хотя прийти на него может любой.
Пока так. Есть и другие идеи. но они еще в стадии разработки. Например, планируется проводить просмотр фильмов с последующим их обсуждением. Это в нашем храме.
Кроме того, миссионерский и образовательный отделы епархии по вечерам в будни (начало в 18.00)проводят курсы для всех желающих. Они имеют трехгодичную программу и по окончании курсов выдается свидетельство. Так же миссионерский отдел каждый понедельник с 12.00 до 13.00 проводит цикл бесед по основам веры.
Если вам необходима более подробная информация или возникли новые вопросы-пишите.

08 Октябрь 2014

Ангелина спрашивает:
Добрый день! Подскажите, какими молитвами можно молиться за мужа(его здоровье, удачу в работе)?

Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины отвечает:
Ангелина,за близких можно молиться любыми молитвами, которые согласуются с вашим сердцем. Иногда по-язычески думают, что Господь это как бы абсолютная, но аморфная субстанция, безликая, которую мы своими молитвами используем для своих целей.
Примерно так рассуждают все экстрасенсы, колдуны, знахари и другие псевдорелигиозные деятели. Они считают, что нужно подобрать правильный код для Бога, ключ, точнее отмычку, и понудить Бога выполнять нашу волю. Написано грубовато, но точно.
На самом деле, все наоборот. Бог - Абсолютная Личность, только Он Сущность, Существует, Его существование ни чем не обусловлено. Он Неизменен, потому, что в Нем всегда Полнота всего и добавить, изменить в Нем ничего нельзя. Молитва меняет, очищает и совершенствует нас, а не Его.
С Богом, и об этом говорят все подвижники, можно и нужно говорить как со своим отцом, папой, любящим безмерно свое творение. О молитве есть много хороших книг. Молитва - это тайна предстояния души перед Богом. Храни Вас Бог.

07 Октябрь 2014

Ольга спрашивает:
Батюшка, благословите! Моему сынишке 4 года. Как начать с ним изучение молитв? Должен ли он знать уже какие-то из них? Как вообще учить молитвы с ребенком? Понимаю, что в этом деле главную роль играет личный пример. Но, к сожалению, когда я читаю утренние молитвы, сын еще спит, а во время вечернего правила он уже спит. Вот и получается, что ребенок видит только молитвы перед едой и после еды. Да еще молитву перед принятием Святой воды читаем вместе. Он, конечно, пытается повторять что-то за мной, но по большому счету, дальше:"Спасибо, Боженька!" мы не продвинулись... Как быть? Спаси Господи за ответ!

Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины отвечает:
Уже хорошо, что вы с ребенком читаете вместе молитвы перед и после еды. Есть такая практика, когда ребенок сам молится-разговаривает с Богом, например вечером перед сном. Было бы неплохо перед его сном вспоминать прошедший день и благодарить Бога за хорошее, что в нем совершилось. Выучивание молитв совершится путем многократного повторения. Думается главное, чтобы ребенок видел с каким благоговением вы относитесь к святыням; молитве, иконам, Свящ.Писанию.. вашим заботливым, трепетным, но и серьезным отношениям с вашим супругом. Готовясь к посещению храма заранее необходимо с ребенком поговорить о святых, чью память совершает в эти дни Церковь, о событиях Священной истории, о храме, его устройстве, традициях и т. Д. Для ребенка все реально, а не абстрактно, жить с Богом в Его присутствии для него естественно. Но мир, который окружает всех нас отторгнул Бога. Как ребенку объяснить безбожие, зло, грубость мира и остаться верным-верующим Богу- вот это является большой проблемой.

30 Сентябрь 2014

Анна спрашивает:
Добрый день, Отец Игорь.
Я жена алкоголика. С божьей помощью я пришла к открытию для себя понятия созависимости. И поняла, что мне нужна помощь. Есть ли у нас в Костромской епархии общества для реабилитации и помощи созависимым и семьям зависимых? Спасибо. Анна

Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины отвечает:
Здравствуйте, Анна. Оставьте, пожалуйста, ваш контактный телефон. Мы свяжемся с вами. Как вы сами понимаете, вопрос очень не простой и решать его нужно только комплексно.

29 Сентябрь 2014

Наталья спрашивает:
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, можно ли вышивать иконы бисером??? Хотела сделать иконку своей крестнице, но почитав в интернете информацию не могу определиться. Кто говорит, что это нельзя делать, а другие что можно, но нужно получить благословение у батюшки. Подскажите как быть???

Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины отвечает:
Благослови Вас Господь! Да, мнения по этому поводу разные, но чаще всего это связано с качеством вышивки и подходом к этому труду. Из Священной истории мы знаем, что завесы скинии были вышиты, о чем и упоминает Требник в молитвах на освящение икон. Поэтому с канонической стороны запретов на вышивание икон нет, и эта практика была на Руси с древних времен. Об этом свидетельствуют исторические данные и само сохранившееся древнее шитье.
Что же касается благословения, то его православные берут на всякое важное и полезное дело, поэтому попросить благословения у священника будет полезно. Если человек что-то творит с молитвой и любовью ко Господу и ближним, то такой труд Господь благословляет и помогает в его совершении.